ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

НАРОЧНИЦКАЯ.РУ

Официальная страница политика и общественного деятеля

Наталии Алексеевны Нарочницкой

Наталия Нарочницкая участвовала в Комиссии, при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Русское гражданское движение

Наталия Алексеевна Нарочницкая – известный ученый, общественно-политический деятель, православный идеолог, доктор исторических наук

Европейский институт демократии и сотрудничества (Париж) возглавляет Наталия Алексеевна Нарочницкая

Фонд исторической перспективы (ФИП) был создан в 2004 году Наталией Алексеевной Нарочницкой и группой ее соратников.

Информационно-аналитический портал, посвященный деятельности российского ученого, общественного деятеля Наталии Алексеевны Нарочницкой

Русский гражданин. Ежемесячный бюллетень Русского гражданского движения. №1 Август 2012

«Высшее благо — это быть русским гражданином, носите это звание так же, как носили его когда-то римские граждане!»

П.А. Столыпин

 

 

№1 Август 2012

Москва

 

 

 

Русское гражданское движение

«Русское гражданское движение» ставит перед собой следующие задачи:

— Поддержка гражданского общества и усиление его роли в определении стратегии развития страны. Особое внимание при этом будет уделено гражданской самоидентификации русского народа, как государствообразущего народа России.

— Поддержка национально ориентированного предпринимательства, прилагающего реальные усилия к возрождению экономики страны и отвергающего концепцию России, как сырьевого придатка других регионов мира.

— Поддержка семейных ценностей и как фундамента здорового гражданского общества, и как основы для эффективной экономики, и как залога процветания государства.

— Поддержка возрождения национальной культуры, науки и образования на базе многовековых корней и лучших традиций в сочетании с новыми подходами, отвечающими вызовам времени.

— Поддержка здорового консерватизма и традиционализма в обществе, как залога сбалансированного движения вперёд, основанного на здравом смысле.

— Возрождение традиций русского земства.

РГД в интернете:

http://www.facebook.com/groups/403406603009148/

http://russkoedvigenie.livejournal.com/

 

 

 

Содержание

стр.
К читателю 4
1. Жизнь РГД 5
Студенческий консервативный сетевой клуб 5
2. Русский вопрос 9
Лидеры РГД о России и русских 9
3. Русская земля 17
Луцкий прорыв 17
4. История русского гражданского общества 25
История просвещения в Корчевском уездеИсторический календарь 2530
5. Нам пишут 33
6. 10 предложений к открытому правительству 35

 

 

 

 

 

К читателю

Русское гражданское движение, о создании которого было объявлено 8 октября минувшего года, существует! В силу некоторых организационных и политических причин РГД не смогло пока провести свой съезд и получить официальную регистрацию. Оргкомитет и учредители движения продолжают работу в этом направлении.

Отсутствие формального статуса не должно мешать и не мешает деятельности Русского гражданского движения. Ибо оно объединяет в себе людей, стремящихся не к словам и формальным статусам, а к действию. Которые не ждут указаний сверху или что кто-то придет и решит наши проблемы, а в меру своих сил решают их сами.

Сторонники РГД проживают во многих регионах России и сопредельных странах. Это не только отдельные граждане, но и организации, группы, сообщества. Ресурсы РГД в сети интернет позволяют сторонникам РГД не только обсуждать актуальные проблемы своих регионов и страны в целом, но и обмениваться опытом, оказывать друг другу поддержку в практической деятельности.

Той же цели служит и предлагаемый Вашему вниманию ежемесячный бюллетень «Русский гражданин». На страницах нашего издания будут и рассказы о деятельности сторонников и партнеров РГД, обсуждение актуальных проблем, стоящих перед Россией и русским народом, обмен мнениями и опытом и много других интересных материалов.

Наш бюллетень открыт для публикаций и полемики, пишите нам на адрес russkoedvigenie@gmail.com

 

 

 

Жизнь РГД

В этой рубрике мы будем публиковать материалы о деятельности Русского гражданского движения — организаций, входящих в его состав и его партнеров. Сегодня предлагаем Вашему вниманию рассказ о деятельности Ростовского консервативного клуба.

Студенческий консервативный сетевой клуб.

В апреле 2009 года в Ростове-на-Дону усилиями группы преподавателей и студентов Южного федерального университета и других вузов города был образован студенческий консервативный клуб. Группа (точнее, группки) студентов, объединённая консервативными ценностями и остро переживающая все происходящие в стране, таким образом самоорганизовалась на локальном уровне для продвижения идей патриотизма в интеллектуальной молодежной среде. «Кураторами» или покровителями клуба стали члены Южнороссийского филиала Центра консервативных исследований, ученые и преподаватели Южного федерального университета. А клуб стал своего рода молодежным крылом филиала. Полное название этого объединения — Студенческий консервативный сетевой клуб (СКСК). Студенческий — потому что объединяет в своих рядах студентов и аспирантов различных (преимущественно ростовских) вузов. Хотя в работе клуба участвуют и представители старшего поколения — из числа профессорско-преподавательского состава Южного федерального университета, патриотической общественности, казачества. Консервативный — потому что ценности консерватизма (понимаемого как идеология патриотизма и русского традиционализма), пусть по-разному понимаемые, исповедуют все члены и друзья клуба. Сетевой — так как клуб, изначально возникший как ростовский, постепенно начал перерастать локальные рамки. Довольно скоро клуб стал центром притяжения для маленьких групп единомышленников города. В частности, группа нашего клуба «Вконтакте» открыта для групп единомышленников, разделяющих ценности консерватизма и патриотизма (страничка «Cтуденческий консервативный сетевой клуб»).

Целью создания студенческого консервативного клуба в Ростове-на-Дону было объединение думающей молодёжи, разделяющей консервативные ценности. Консервативные ценности — здоровая, крепкая семья, сильное государство, заботящиеся о своих гражданах, справедливость, любовь к своей стране, уважение истории своего народа. И, конечно же, опора на традиционные духовные и исторические ценности русского народа и государства Российского. Эти ценности подвергаются в современном мире интенсивному разрушению и дискредитации. Тем не менее, большая часть нашего народа осознанно или не осознанно поддерживает именно консервативные ценности. Однако в публикациях в СМИ явственней находит отражение не мнение большинства, а позиции различных меньшинств.

Работа клуба ведется по нескольким направлениям:

1. Проведение лекций по истории консерватизма, философии, геополитике, угроз национальной безопасности России.

2. Просмотр и обсуждение общественно значимых документальных фильмов по актуальным вопросам истории и современности (в частности, ряд фильмов о трагической судьбе терского казачества, ставшего объектом геноцида со стороны советской власти и фашистского режима Чеченской республики «Ичкерия»).

3. Организация круглых столов, выступление инициаторами обсуждений в СМИ актуальных вопросов.

4. Организация и участие в общественных мероприятиях.

Чаще всего раз в неделю члены клуба собираются в субботу или воскресенье, обсуждают актуальные вопросы текущей общественной, международной жизни страны и слушают лекции. Тематика лекций предварительно обсуждается, выдвигаются предложения. Лекциями выступления докладчиков можно назвать лишь отчасти, так как вопросы и обсуждение всегда приветствуются. Докладчиками являются как члены клуба, так и приглашённые гости. В основном это представители профессорско-преподавательского состава вузов Ростова. Но в гостях у клуба неоднократно бывали лекторы из Москвы и даже из стран ближнего зарубежья. Так, дважды с лекциями перед клубом выступали: один из организаторов православного движения «Переправа» А.И. Нотин, главный редактор сайта «Геополитика» Л.В. Савин, киевский политолог О.Г. Бахтияров.

Клубом был создан и ведется Интернет-сайт: http://konservatizm.com/

Адрес нашей электронной почты: conservatizmRussia@gmail.com

Однако в последнее время акцент сделан на работе в молодежных социальных сетях. С этой целью создана группа клуба в социальной сети «Вконтакте».

Но, не следует думать, что наш клуб лишь дискуссионный. За время существования клуба его члены активно участвовали в общественных и благотворительных мероприятиях. Например, в сборе гуманитарной помощи для детей из детских домов, приуроченной к пасхе 2009 года. Клуб дважды проводил выездные мероприятия: посетил службы в храме равноапостольных Константина и Елены в Новочеркасске и музей под открытым небом в станице Старочеркасской. Клуб принял участие в организации пикета у генерального консульства Украины в Ростове-на-Дону в феврале 2010 г. в поддержку лидера подкарпатских русинов, православного священника Димитрия Сидора (на фото).

Также участники СКСК принимали участие в научно-культурных мероприятиях, посвященных сохранению русской культуры на юге России (две региональные конференции в Донском краеведческом музее). Клуб пытается выступать инициатором и участвовать в общественном диалоге по актуальным вопросам. Так, в феврале 2010 г. мы инициировали проведение круглого стола в Молодежном информационном агентстве с участием молодежных организаций города и области на тему патриотического воспитания молодежи в преддверии 65-летней годовщины Великой победы. Из более свежих примеров — участие в региональной конференции поисковых и военно-патриотических клубов Ростовской области (апрель 2012 г.) и в торжественном захоронении останков солдат Великой Отечественной на мемориале в Кумженской роще (22 июня 2012 г.).

Статьи членов клуба неоднократно публиковались в региональных и центральны электронных изданиях. В частности, ряд публикаций был размещен в Интернет-газете Фонда исторической перспективы «Столетие».

В ближайших планах — организация усилиями профессорско-преподавательского, аспирантского и студенческого состава клуба общественных лекций для студенческой аудитории города на тему русского консерватизма, русских ценностей и актуальных вопросов истории и современности.

За небольшое время существования клуба у нас уже накоплен определённый опыт и есть некоторые, пусть и скромные результаты деятельности. Сегодня можно сказать, что молодежь постепенно выходит из состояния спячки. Многие социологи говорят, что будущее в современном мире за сетевыми организациями, и мы надеемся, что наш ростовский опыт будет востребован и полезен для патриотической молодежи других регионов России. Как и сами мы готовы воспринимать опыт, накопленный нашими единомышленниками.

Э. Попов. Руководитель СКСК

Русский вопрос

 

Рубрика «Русский вопрос» посвящена теоретическим вопросам развития русского гражданского общества. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию материал, посвященный истории и программе РГД. О причинах создания движения и его целях на страницах «Русского гражданина» выскажутся Наталия Нарочницкая, Леонид Решетников, Сергей Михеев и другие лидеры Русского гражданского движения.

Лидеры РГД о России и русских

8 октября 2011 года в пресс-центре РИА «Новости» состоялась презентация новой общественной организации – «Русского гражданского движения». Перед журналистами выступили лидеры новой общественной организации — руководитель Института демократии и сотрудничества в Париже Н.А. Нарочницкая, директор Российского института стратегических исследований Л.П. Решетников, генеральный директор Центра политической конъюнктуры С.А. Михеев, лидер Тульской областной общественной организации «Засечный рубеж» В.В. Тимаков.

Выступая перед собравшимися, Наталия Нарочницкая сказала: «Сейчас речь идет не о теоретических разработках, а о конкретных путях самоорганизации русского народа, для того, чтобы его энергия, которая не применяется нигде, вошла, наконец, в созидательное русло, чтобы он сам занялся своим восстановлением, обретением уверенности в своей стране, в том, что Россия без русских – это не Россия, как и русские без России».

Говоря о Русском гражданском движении, Наталия Нарочницкая отметила: «Это будет движение конкретных дел. Мы специально не привлекали известных деятелей, «свадебных генералов», потому что это не будет столичной тусовкой, вот это я обещаю. Мы пойдем в регионы, и там, где русским трудно, где они борются против унижения со стороны пришельцев, мы и там будем. Хватит отдавать эту тему маргиналам, которые только возбуждают, я бы сказала, зоологические инстинкты свой-чужой, потому что в русском народе этого никогда не было. Он терпелив, но его терпению может подойти конец. Посмотрите, какие во всем мире растут иррациональные протестные настроения, это отражает общую тенденцию, демократия дошла до такой стадии, как система власти и организация жизни, что народ полностью оторван от государства, не чувствует абсолютно никакой связи с ним…

Мы идем по пути именно самоорганизации русского народа, наше движение – не партия, мы на выборы не идем, мы будем заниматься конкретными делами. От ЖКХ, от завышения тарифов до русской школы, особенно в глубинке, и до системы образования, которая все больше отрывается от истинно русской культуры… Нормальный русский человек хочет хорошо, нормально жить, быть уверенным в своем будущем в нашей стране, он не должен чувствовать, что это – «эта» страна…

Русскому народу ничего не надо, кроме уважения и уверенности в понимании того, что он – государствообразующий народ, который прошел до Тихого океана, привлек к государственной деятельности другие народы и теперь не желает, чтобы его вытеснили на обочину мировой истории, а проявляется это в самых конкретных вещах – от жизни маленького города, от невозможности реализовать себя в тех профессиях, где традиционно русские себя реализовывали, потому что эти профессии как раз находятся на остаточном финансировании и сейчас немодны …

И хватит запрещать нам называть себя русскими, мы – русские. Неужели нас скоро заставят стереть надпись с маленького музея Кутузова под Малоярославцем, где было сражение, после которого Наполеон попросил склянку с ядом, потому что понимал, что может и в плен попасть, а там высечено: «Гордись именем «русский», ибо имя сие станет символом победы!».

Директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников в своем выступлении перед журналистами отметил:

«Речь идет не о создании какой-то политической организации, политической партии, которая будет участвовать в политической борьбе. Речь идет о создании действительно общественной организации, которая должна поднять творческий потенциал нашего народа, который уже практически столетие используется в совсем других целях и с другими задачами, а не задачами расцвета России и русской нации. Создается движение для работы и это работа, прежде всего, в глубинке, вне Москвы, и мы нацелены именно на конкретную работу, конкретные проекты, конкретные акции.

Нам всем приходится много ездить по России в силу профессиональной деятельности, и мы видим огромный неиспользованный потенциал. Он есть. Его только надо вывести на достойный уровень.

Если мы сейчас в ближайшие год-два-три не займемся все вместе восстановлением русского народа как народа государствообразующего, как народа создавшего страну, как народа, исключительно всегда хорошо относившегося к другим народам, населявшим наше государство (никогда не было межнациональных проблем. Никогда! Они возникали только по политическим причинам), если мы этого не сделаем, то судьба России под большим вопросом. Кто, что будет являться скрепой нашего государства, кроме русского народа, его 80%. Если наш народ распадется на атомы, будет опускаться все ниже и ниже в нравственном смысле, внимания его проблемам не будет уделяться, не будет уделяться внимания проблемам Костромы, Вологды, Пскова, Новгорода, ресурсы будут сосредотачиваться только в одном месте, то проблема России – это проблема нового распада, не дай Бог, конечно».

Лидер организации «Засечный рубеж» Владимир Тимаков отметил: «Сегодня в массовом сознании есть две тенденции. Первая тенденция – это массовое пробуждение национального сознания русского народа. Однако оно происходит на каком-то примитивном, инстинктивном уровне, в виде вспышек, всплесков, когда люди буквально вслепую пытаются решать наболевшие проблемы, которые не знают, как решать. Яркий пример – Манежная площадь.

Когда люди носили в себе какую-то боль, и она выплеснулась ненаправленно. Вторая тенденция – это гражданская активность людей, противопоставляющих себя сверхорганизованному авторитарному устройству политическому, но гражданские инициативы и формирование гражданского общества идут в том направлении, что люди, зачастую этим занимающиеся, рассматривают себя как некие ферменты иной цивилизации, как некие агенты по разрушению той старой косной, неправильной России, которая существует. Они хотели бы построить совершенно другое общество, отказываясь от корней, от прошлого, они готовы порой обвинить весь народ, как некую массу, которая эту их инициативу не поддерживает.

Обе эти тенденции угрожают нормальному развитию России и тот факт, что наше название «Русское гражданское движение», для меня это кажется очень позитивным, потому что мы пытаемся показать правильный путь – когда должно быть развитие гражданских инициатив, формирование гражданского общества с опорой на наши национальные ценности, традиции не с точки зрения разрушения, а с точки зрения эволюционного развития той цивилизации, которая сложилась в русской цивилизации на протяжении веков. Наш пример. В Туле движение «Засечный рубеж» вполне укладывается в эту логику, потому что мы возникли в начале 90-х как реакция на резкую антинациональную русофобскую политику и правительства, и, в значительной степени, и СМИ.

И мы хотели создать политический и информационный противовес, чем собственно и занимались. У нас уже более 15 лет выходит еженедельная газета, которую читают жители Тульской области – «Засечный рубеж». Но по мере развития дальнейшего процесса, мы включились и в такие гражданские инициативы, которые к национально-культурной борьбе и к самой идентификации имеют мало отношения. В частности, это проблема жилищно-коммунального хозяйства, проблема жилищной реформы. Попытка самоорганизации народа, самоорганизации в новых условиях, тех же жильцов многоквартирного дома, которые сами выбирают управляющую компанию и создают тсж – это, по сути, реинкарнация общин. Ведь в свое время сельская община решала проблемы общего землепользования и многие социальные вопросы с этим связанные. А теперь, по идее, могла бы возникнуть городская община, которая решает проблему общего пользования своим жильем и плюс целый шлейф социальных проблем. Как использовать преддомовую территорию, как решить проблему порядка и спокойствия в доме и т.д.

И конечно, возможности здесь огромные, но они сталкиваются с большим количеством противодействий, с большим количеством преград, как со стороны государственных структур, так и со стороны криминального бизнеса, потому что на сегодня система ЖКХ сильно криминализована. В связи с неразвитостью нашего гражданского общества. Но здесь есть возможность развивать наше общество, опираясь на наши традиции, как и в любой сфере. Я уверен, что любую сферу деятельности можно развивать, опираясь на русскую традицию и гражданское общество, не противопоставляя это нашей цивилизации в целом, укрепляя ее, а не рассматривая как некий вырванный фрагмент из общего контекста».

Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев в интервью интернет-изданию «Столетие» рассказал о современной ситуации в стране и борьбе за право быть русским. Он, в частности, сказал:

— После распада Союза мы продолжаем вести какое-то странное существование. С одной стороны, мы отказались от советской идеологии и критикуем советский период. Но с другой — на практике постоянно пытаемся применять те подходы, которые существовали в СССР, только в каком-то однобоком варианте. То ли по наитию, то ли сознательно пытаемся воспроизводить советскую модель в ее достаточно плоском виде. Давайте будем честны между собой: в СССР дружбы народов, такой, во всяком случае, которая увековечена известным фонтаном на ВВЦ, не существовало.

В действительности мы имели дело с достаточно жесткой и хорошо продуманной системой, которая попросту изолировала народы друг от друга, и тем самым снимала угрозу возможных конфликтов. С одной стороны, деление по национально-территориальному признаку имело свои недостатки – всю мощность этой мины замедленного действия мы увидели при развале Советского Союза. С другой, – позволяло удерживать людей на территории их коренного проживания. Таким образом, в советское время разные народы, что называется, «не пересекались», мы видели друг друга большей частью на экранах телевизоров, «по телевизору» и дружили. А там, где встречались, напряжение в межнациональных отношениях присутствовало почти всегда. Только вот его радикальные проявления очень жестко подавлялись властью, по шапке получали все, вне зависимости от национальной принадлежности.

То есть в советские времена присутствовала иллюзия дружбы народов – но она поддерживалась строгой привязкой людей к территории проживания, существовал институт прописки. Массовая миграция внутри СССР фактически была запрещена – если на то не было разрешения властей. Народы продолжали существовать в ареалах постоянного проживания, и перемешивались достаточно слабо.

Кроме того, в СССР существовал довольно глубоко проработанный идеологический проект глобального характера, который обосновывал дружбу народов как таковую: мы все двигались к коммунизму и боролись за справедливость для всех, независимо от национальности. Теперь ничего подобного нет. Призыв обогащаться — как национальная идея — к консолидации отнюдь не ведет. Наоборот, обогащаться удобнее поодиночке или в составе сплоченной группы. Например, этнической.

Сегодня же в России мы имеем дело с очень странной моделью: власть хочет сохранить «советский уровень» межнационального согласия, отменив при этом все сдержки и противовесы, существовавшие во времена СССР.

Этот странный подход, кстати, присутствует во многих других сферах нашей жизни, например, в вопросе политической лояльности. Власть требует от народа такой же «любви» к себе, которая была в советское время. При этом полностью отказывается от того социального пакета и тех обязательств, которые брала на себя КПСС. «Сбрасывает за борт» все, что ей неудобно, но одновременно продолжает культивировать слегка измененную систему советских идеологем, думая, что на этом «гвоздике» все будет само собой держаться.

Нет, не будет, там, где народы входят в соприкосновение, испокон веков возникали напряженность и конфликты. В первую очередь это касается тех народов, которые представляют различные цивилизационные проекты. Посмотрите, ведь нет у нас конфликтов на межнациональной почве между русскими и украинцами, русскими и белорусами, более того, у нас почти нет конфликтов между русскими и молдаванами, хотя они входят в иную этническую группу. Все потому, что они относятся к одному цивилизационному проекту: христианскому, православному. А практически все «разборки» возникают на почве столкновения, например, христианского и мусульманского цивилизационных проектов — достаточно обратиться к истории, а затем посмотреть, что происходит сегодня. Так что для России подобный конфликт – явление вовсе не исключительное. Поэтому действия наших властей, которые объявляют о своем запрете на обсуждение темы межнациональных отношений, схожи, скажем, с указом о том, что отныне в России обязана быть только солнечная погода. Но дожди от этого, как известно, идти не перестанут.

Русская земля

Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!

(Н.В. Гоголь)

Русская земля – это не только территория нынешнего российского государства, но все пространство исторической России. Кто из русских согласиться с тем, что Киев или Севастополь не русские города? Что Уральск и Петропавловск нам чужие? Волею истории за границами РФ проживает более 20 миллионов русских людей. Они не эмигранты. Они живут на родине своих предков, которая перестала быть Россией, но осталась русской землей. Ибо русская земля там, где живут русские люди. В рубрике Русская земля мы будем помещать материалы о жизни и деятельности русских общин и общественных организаций ближнего и дальнего зарубежья.

Луцкий прорыв

Это произошло 95 лет назад. На рассвете 22 мая (4 июня) 1916 года на позиции австро-венгерской армии обрушился ураган снарядов. Артподготовка была короткой, но мощной и точной. Разрывались проволочные заграждения, опрокидывались подброшенные разрывами пушки, метались в панике солдаты и офицеры «императорской и королевской» армии…

В русских окопах, напротив, все было спокойно и тихо. Когда смолкли последние пушечные выстрелы, офицеры подняли шашки – «За Веру! Царя! И Отечество! С Богом, вперед!» 4 армии, 20 корпусов – весь русский Юго-Западный фронт одновременно перешел в наступление, которое войдет в историю Первой мировой войны как Брусиловский прорыв.

…Волынь. Год 2011-й. Затопленная жарким июньским солнцем площадь села Переспа. Здесь по инициативе местных жителей состоялась закладка памятника местному уроженцу, унтер-офицеру лейб-гвардии Семеновского полка, полному георгиевскому кавалеру Корнею Назарчуку и открытие музея Первой мировой войны.

Чтобы читатель понял уникальность этого события, напомним, что в Российской Федерации ни одного такого музея нет. В этой войне приняли участие более 15 миллионов подданных Российской империи, наша армия не только терпела поражения, но и одерживала блестящие победы. Но ни одного музея Первой мировой войны в России нет! В селе Переспа Волынской области Украины есть, а во всей России нет. Хотя на полях сражений Великой войны погибли смертью храбрых два миллиона русских, памятники в России можно перечитать по пальцам.

И второе удивительно в этом памятнике — он поставлен без всякого участия государства силами местных жителей и Русского культурного центра имени В.С. Черномырдина в Луцке. Да, на открытии закладной доски выступил и российский дипломат, представитель Россотрудничества и представитель губернатора области, но они — лишь гости, а настоящие хозяева — принаряженные волынские крестьяне и маленькая женщина — Ольга Георгиевна Саган — руководитель русской общины Луцка. Со ступеней школы — импровизированной трибуны звучат речи. Чиновники говорят приличествующие случаю слова, а потом слово берет внук героя Иван Назарчук — пожилой, но еще крепкий мужик, явно больше привыкший работать руками, чем произносить речи. Из его слов предстает образ героя молодого парня из волынской глубинки, попавшего после призыва в один из самых прославленных русских полков — лейб-гвардии Семеновский. Первая мировая застала Корнея Назарчука в чине унтер-офицера полковой команды пеших разведчиков. Воевал бравый унтер умело — четыре георгиевских креста тому подтверждение. Впрочем, о своих подвигах он мало рассказывал внуку. Для Ивана Назарчука его дед Корней не герой далекой войны, а справедливый и мудрый глава семейства, образец честности «ни разу не врал, всегда то что есть говорил», и мудрости. Внук помнит, как дед внимательно читал газеты, а потом доходчиво разъяснял домашним и соседям чего следует ждать от тех или иных решений власти…..

Настоятель Никольского храма протоиерей отец Михаил служит молебен, а после него говорит короткую проповедь о том, как важно помнить свою историю и своих предков, тем более таких добрых христиан, как Корней Назарчук.

Наступает торжественный момент — глава сельской администрации и внук героя снимают с закладной доски белую ткань, русские дипломаты возлагают венки, местные жители — цветы. Трогательно выглядят дети из местной школы с букетами полевых цветов в руках….

Символично, что закладная доска герою Первой мировой поставлена на постаменте, на котором еще недавно стояла статуя человека, запятнавшего себя сотрудничеством с врагом во время войны, подписавшего «похабный» Брестский мир, заложившего основы раскола единой России на нынешние независимые государства. Памятники не просто являются символами прошлого, но и примерами для будущих поколений, и полный георгиевский кавалер Корней Назарчук — куда лучший пример для своих земляков, чем «вождь мирового пролетариата».

Вечером мы беседуем с Ольгой Георгиевной и ее коллегами в неформальной обстановке. Разговор заходит о положении русских на современной Украине и о деятельности русских организаций. Слушая ее простые незамысловатые рассказы, испытываешь то чувство гордости и восхищения, то чувство жгучего стыда. Восхищаешься тем, сколько делают эти люди, чтобы здесь на Волыни сохранялся русский язык и русская культура. Делают бескорыстно из уважения к русской истории и памяти о России. Нет, это не маргиналы бессребреники, это вполне успешные люди состоявшиеся, как принято говорить нынче, на профессиональном и деловом поприще. Свою деятельность они осуществляют сами, на свои небольшие средства, практически не получая никакой поддержки от современного Российского государства. И вот тут начинаешь краснеть от стыда. Потому, что Российская Федерация ни оказывает практически никакой поддержки русским организациям Украины. И дело тут не в деньгах. Да, в России сейчас сложная экономическая обстановка, но не так уж много денег требуется тут. Польша и Румыния куда беднее нашей страны, но последовательно проводят политику поддержки своих соотечественников за рубежом. Для российских же дипломатов русские организации — скорее досадная помеха, мешающая договариваться с местными элитами. Парадоксально, — говорит Ольга Георгиевна, — но при правлении Тимошенко нам работалось легче, БЮТ не трогал нас, опасаясь скандала с Россией, а российское посольство хотя бы не мешало. Партия Регионов (которая у нас считается пророссийской), имея нормальные отношения с Москвой, душит нас тихими руками, а российское посольство вставляет палки в колеса. Им нужно, чтобы мы не мешали Регионам….

Позиция российского МИДа в отношении русского населения сопредельных стран — вечный больной вопрос. Нельзя сказать, что среди дипломатов вообще нет людей, неравнодушных к проблемам русских, такие люди есть. Но что они могут сделать, если российское государство не принимает на себя обязательства по защите русских, как это делает большинство из национальных государств мира? Ненормальность ситуации заключается еще и в том, что отказ от защиты русских интересов сильно ограничивает (это еще мягко сказано) возможности дипломатов по защите интересов России как государства. Руководителям русских общин за границей порой приходится просто умолять российских дипломатов посетить то или иное мероприятие, чтобы показать неравнодушие России, и ее присутствие на этом пространстве. Зато польские, румынские, венгерские дипломаты рыщут по той же Украине, защищая интересы своих народов. В том же Луцке было недавно открыто новое большое и современное здание польского консульства — старое стало слишком тесным. А вот российского диппредставительства в городе, который более века входил в состав нашей страны, нет.

Есть только созданный доброй волей местных русских Русский культурный центр. Почему культурный? Потому, что когда национальный вопрос крайне запутан, когда социальные проблемы обострены, именно культура является той основой, которая позволяет бесконфликтно объединить людей. Русская культура позволяет дистанцироваться от советчины, которую на Волыни, мягко говоря, не жалуют. «Мы защищаем культуру Пушкина и Достоевского, а не Маяковского или Фадеева» — сказал мне один из сотрудников центра. От великой русской культуры перекидывается мостик и к истории — к стране, в которой эта культура родилась..

— Я украинка, — говорит Ольга Георгиевна, — но я всегда говорю, что наши земли более века были в составе Российской империи, и это было отнюдь не худшее время в истории Волыни. Отсюда и деятельность РКЦ по увековечению памяти героев Первой мировой войны. — Австрийцы, венгры, поляки — нашли свои воинские кладбища и ухаживали за ними и только могилы русских солдат оставались заброшенными.

Память об ушедшей империи сдерживает порой даже радикальных украинских националистов. После провозглашения независимости Украины, городской совет Луцка предпринял кампанию по переименованию улиц города, с карты которого мгновенно исчезло все советское (на окраине, правда, неведомым образом уцелела улица Тухачевского). Под горячую руку свидомые радикалы хотели и улицу Пушкина переименовать. Остановила их подкрепленная соответствующими документами информация, что имя великого поэта было присвоено улице еще в 1899 году решением Луцкой городской думы.

Почему русский культурный центр в Луцке носит имя В.С. Черномырдина? Слово Ольге Саган:

— В 2006 году мы готовились отметить 90-ю годовщину Брусиловского прорыва в Луцке. Работали вместе почти все русские организации запада Украины, и нам было очень важно, чтобы на мероприятие приехал посол России, чтобы все поняли, что Россия не равнодушна к своей истории и русскому населению. По телефону и почте добиться ответа от посольства добиться не удалось. И тогда я сама поехала в Киев и пробилась на прием к послу (можно только догадываться, чего ей это стоило). Посол ответил, что в курсе ситуации, но не может приехать в Луцк без приглашения со стороны администрации области (которая в то время контролировалась украинскими националистами и, конечно, не собиралась никого приглашать). И тогда я сказала – Виктор Степанович, если Вы не приедете в Луцк по приглашению русских общественных организаций, Россия потеряет Волынь и всю западную Украину. Сказала, и вышла из кабинета.

Он приехал. Газеты писали, что Виктор Степанович более часа находился под артобстрелом во время военно-исторической реконструкции, бывшей главной частью юбилейных торжеств, но вряд ли этот обстрел холостыми снарядами был для посла России более тяжелым испытанием, чем то давление, которое ему пришлось выдержать, чтобы приехать в Луцк.

После смерти В.С. Черномырдина с разрешения российских властей и родственников Русский культурный центр в Луцке себе его имя, в память о достойном поступке со стороны русского дипломата.

Но если посмотреть на эту ситуацию со стороны, то не покидает ощущение какой-то ненормальности происходящего. Русские общественные организации знают, что надо сделать, чтобы Россия сохранила свое присутствие на западной Украине, а посольство РФ в Киеве этого не знает. Ведь если бы не фантастическая энергия Ольги Саган и ее коллег то российские дипломаты проигнорировали бы событие, посвященное 90-летию русской победы.

Вечером директор русско-украинского культурно-исторического центра «Соотечественники» в Виннице Олег Кадочников рассказывал о том, как в его городе сохраняется память о самом генерале Брусилове. Командующий войсками 8-й армии, а потом и всего Юго-Западного фронта, он более года прожил в Виннице и успел наладить хорошие отношения с его жителями. В 2006 году на доме, где проживал полководец, открылась памятная доска с барельефом героя. Отметим, что в России первый памятник генералу Брусилову появился только год спустя – в Петербурге, на пересечении Шпалерной и Таврической улиц. Сейчас центр «Соотечественники» пытается создать музей полководца в его квартире, которая в настоящее время выставлена на продажу. Цена вопроса – сорок тысяч американских долларов. Это большие деньги для небогатой в целом западной Украины, но почему-то кажется, что русские организации в регионе, может быть с помощью общественных организаций из самой России сумеют ее найти. А вот надежд, что эти средства выделит Российская Федерация, почти нет.

Русские общественные организации на бывших территориях Российской империи очень разные, но есть одно общее качество, присущее всем, вне зависимости от того, где они действуют — это вера в русское дело. Это не оптимизм, прекраснодушные мечтатели в таких организациях просто не появляются, никто из них не испытывает иллюзий относительно сущности нынешнего Российского государства и его политики в отношении русских за рубежом. Что дает им силы? Откуда такая воля к действию, которой порой так не хватает русским в самой России? Память о прошлом, о прошлом русской земли, которая еще сохраняется и живет, пока живы люди, неравнодушные к русскому делу.

Страницы истории

Многие думают, что история общества в России насчитывает не более двух десятков лет. Но это мнение – не более чем очередной миф, придуманный не слишком умными людьми. В реальности традиции русского общественного действия уходят в глубину веков. Примеры прошлого всегда поучительны для тех, кто любит свое Отечество. Поэтому на страницах «Русского гражданина» мы будем публиковать материалы, посвященные истории русского общества в специальной рубрике «Страницы истории».

Просвещение в Корчевском уезде.

Сейчас этого уезда нет на карте России – его центр, старинный русский город Корчева был уничтожен в 30-е годы при строительстве Иваньковского водохранилища. Только один дом из красного кирпича одиноко отмечает на берегу Волги то место, где когда-то шумели улицы и площади уездного города…. Но память о городе уезде пережила стены домов и брусчатку мостовых. Скупые строчки старых документов и исследования неравнодушных к истории своей земли ученых могут многое рассказать о том, как русские люди в XIX решали вопросы, весьма актуальные и для современной России. Например, создание и поддержание системы образования.

Вторая половина XIX- го – начало ХХ века – это время невероятно быстрого развития образования в Российской империи. Достаточно сказать, что время правления последнего русского государя было открыто больше учебных заведений, чем за всю предшествующую историю страны.

По данным первой общероссийской переписи населения 1897 года в Корчевском уезде грамотными были 42,6% мужчин и 14,94% женщин. Это заметно выше, чем по стране в целом (30% и 13% соответственно). По уровню грамотности Корчевский уезд входил в четверку лучших в Тверской губернии, а по женской грамотности – и вовсе лидировал. Уездному земству (одному из самых небогатых в губернии) было чем гордиться.

Первым учебным заведением в Корчеве стала открытое в 1808 году приходское училище, которое помещалось в небольшой сторожке при деревянной еще Спасо — Преображенской церкви. Первым учителем стал дьячок этого храма Герасим Петров.

В середине XIX века в городе открывается мужское высшее начальное училище, а в 1900 – женская гимназия. Может возникнуть вопрос – почему женская гимназия в Корчеве была, а мужской не было? Ведь хорошо известно, что мужское образование в Российской империи превосходило в развитии женское. Ответ заключается в том, что для провинциальных юношей обычным путем получения образования было направление на обучение в губернские города, где они помещались либо у родственников, либо в пансионах при учебных заведениях. Многие мужские учебные заведения (духовные училища, кадетские корпуса) прямо предполагали проживание воспитанников непосредственно при месте учебы. Девочек же посылать далеко не решались, да и учебных заведений для них было значительно меньше, вот и решили организовать для них обучение поближе к дому.

Первые школы вне города были открыты в начале 40-х годов XIX века в сели Стоянцы и Селиховской волости. Примечательно, что их создателями и первыми учителями выступили сельские священники. Вот и верь после этого пропагандистским рассказам о «темном и косном» духовенстве.

В 1871 году Горицкий волостной сход принял решение об открытии сразу трех училищ в селах Красное, Русилово и Горицы. Простая строка в краеведческой книге, но сколько в ней заложено смысла, если подумать. Сейчас одной из проблем России является массовое закрытие школ в сельской местности. Государству невыгодно содержать школы, в которых учится менее 40 человек, а в каком селе найдешь сейчас столько ребятишек? Но когда в селе закрывают школу – дети там тем более не появятся. Вот подают местные жители прошения в разные инстанции от губернатора до Президента страны, чтобы оставили им школу, куда еще их родители учиться ходили. Из высоких начальственных кабинетов те прошения спускают в соответствующие инстанции, а там строчат под копирку ответы – «нет оснований согласно таким-то решениям».

А полтора века назад подданные русского царя могли решать такие проблемы сами. Собрались, обсудили так и эдак где построить школу, ввели местный налог на ее содержание (полномочия такие у схода были) и открыли… А государство? А государство поддерживало такие начинания, но не деньгами (хотя иногда и деньгами тоже), а печатанием учебников и тетрадей, обучением учителей, поощрением оных, а также и лучших учеников. Вот опыт, который бы сейчас был бы очень полезен для общества. С одной стороны, не оглядываясь на государство решать свои проблемы, а, другой, для государства – не мешать обществу. Хотя бы не мешать.

В 1894 году в Корчевском уезде было 80 начальных училищ (56 земских, 11 церковно-приходских и 13 школ грамоты[1]). По этому показателю уезд занимал 10 место в губернии. Через 15 лет число училищ возросло более чем в полтора раза до 129 (86 земских, 38 церковно-приходских и 3 школы грамоты), но место в губернии осталось по-прежнему оставалось 10-м – в других уездах тоже не сидели сложа руки!

Другим средством развития грамотности и образования населения было создание доступной сети библиотек. В начале ХХ века Российская империя переживала настоящий книгоиздательский бум. В 1913 году «отсталая и неграмотная» Российская империя выпустила 34 тыс. наименований книг, суммарным тиражом 119 млн. экземпляров, занимая по этим показателям второе место в мире после Германии. Однако, Германия обеспечила себе первое место за счет того, что германские издательства и типографии примерно на треть были загружены выпуском литературы на русском языке по заказу российских книжных компаний.

Общая стоимость русских изданий в 1913 году составила 39 млн. рублей. Наибольшим спросом на рынке пользовались учебные пособия, народные издания, календари-справочники. Годовой тираж учебных пособий составил 22,6 млн. экземпляров, народных изданий – 21,6 млн. экз., календарей – 13,7 млн. экз. При этом учебников было выпущено более 2760 наименований. Первое место учебных пособий не случайно – в стране, переходившей к всеобщей грамотности населения, развивавшей все формы и виды образования, потребность в них была колоссальной.

В Корчевском уезде было создано 13 народных библиотек и библиотек-читален, не считая книжных собраний при учебных заведениях. Располагались они в уездном центре и наиболее крупных селах, волостных центрах. Отдельная библиотека для рабочих была создана при фаянсовой фабрике Кузнецова.

Книги в Корчеве не только читали, но и печатали сами. В 1866 году в городе была основана первая типография, она переходила от владельцу к владельцу, пока не была в 1886 году выкуплена земской управой. В ней печатались объявления, городские документы, а также небольшие брошюры на важные для земства темы. Например, о необходимости соблюдений правил санитарной гигиены с подробным, но простым изъяснением оных. Видимо, эта книжка была отпечатана в 1891 году, когда уезд посетила эпидемия холеры.

Документы последних лет существования Российской империи и первых лет советской власти показывают, что в результате всей этой совместной деятельности общества и государства проблема неграмотности в уезде была практически ликвидирована – неграмотными оставались только старики, а среди молодежи в возрасте до 18 лет более 80% были не только грамотными, но имели начальное образование.

 

Исторический календарь.

Август

1 августа

1914 В этот день 98 лет назад началась I Мировая война.

2 Августа

1916 В Москве основан завод АМО (Автомобильное моторное общество). В конце 1933 года был переименован в ЗИС (завод имени Сталина), а после разоблачения культа личности стал именоваться ЗИЛом (заводом имени Лихачёва).

3 августа

1929 В Ростове-на-Дону стала работать первая в СССР автоматическая телефонная станция (АТС) на 6000 номеров, построенная при содействии шведской фирмы «Эрикссон».

4 августа

1662 350 лет назад в Москве произошел «Медный бунт» — массовое восстание посадских людей против выпуска медных денег.

5 августа

1913 Над петербургским Корпусным аэродромом свой первый полёт совершил первый в мире многомоторный и крупнейший для своего времени по габаритам самолёт «Грандъ» (впоследствии — «Русский витязь»), построенный авиационным отделом РБВЗ по проекту И.И. Сикорского.

6 августа

1021 В Вышгороде, близ Киева, освящен первый храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба. Туда же были перенесены и мощи князей-страстотерпцев. Во время татарского нашествия храм святых страстотерпцев был разрушен до основания, а мощи их вынесены и спрятаны в неизвестном месте.

7 августа

1803 В путешествие отправилась первая русская кругосветная экспедиция. Шлюпом «Надежда» командовал Иван Фёдорович Крузенштерн, а «Невой» — Юрий Фёдорович Лисянский.

10 августа

1524 основан Новодевичий монастырь в Москве.

11 августа

1337 Преподобный Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь, позднее ставший Троице — Сергиевой лаврой.

12 августа

1479 В Москве освящён Успенский собор, который строился четыре года под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.

2000 В Баренцевом море погибла вместе с экипажем атомная подводная лодка «Курск».

13 августа

1822 Император Александр I подписал рескрипт «О запрещении тайных обществ и масонских лож».

14 августа

1850 Амурская экспедиция под руководством Геннадия Ивановича Невельского подняла русский флаг на мысе Куегда. Был основан Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), и Невельской по своей инициативе объявил о присоединении Амурского края к России.

15 августа

1917 в Успенском соборе в Москве открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви.

18 августа

1782 230 лет назад В Санкт-Петербурге торжественно открыт памятник Петру I («Медный всадник»).

20 августа

1634 г в Москве Василием Бурцовым издан первый букварь. На его обложке была изображена порка нерадивого ученика розгами.

1812 200 лет назад главнокомандующим всеми действующими российскими армиями был назначен Михаил Кутузов.

1941 Командир КВ-1 Зиновий Григорьевич Колобанов в бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск подбил из засады 22 танка противника в колонне и вошёл в историю как один из самых успешных советских танковых асов Второй мировой войны.

21 августа

1943 принято Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР об организации суворовских военных училищ

22 августа

1991 Трёхцветный бело-сине-красный флаг вновь провозглашён государственным флагом России.

 

23 августа.

1943 69 лет назад произошел разгром фашистских войск на Курской дуге. Этот день, ставший переломным событием в ходе всей Великой Отечественной войны, отмечается как День воинской славы России.

25 августа.

День города празднует Ростов Великий (1150 лет). Ростов Великий — один из старейших городов России, первое упоминание о нём относится к 862 году.

26 августа

1152 860 лет назад основана Кострома, старинный русский город, ныне административный центр Костромской области, крупный речной порт. Так же, как и Ростов Великий, город входит в «Золотое кольцо России».

28 августа

2004 В Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II получил от папы римского Иоанна Павла II Казанскую икону Божьей Матери.

29 августа

1703 По указу Петра I, на берегу Онежского озера начато строительство железоделательного завода, который впоследствии дал начало городу Петрозаводску.

30 августа

1721 В городе Ништадте (Финляндия) подписан мирный договор, ознаменовавший окончание русско-шведской Северной войны 1700-1721 гг.

31 августа

1907 Англия, Россия и Франция сформировали военно-политический союз (Антанта) созданный в противовес «Тройственному союзу» (A-Entente).

1920 Из ворот завода «Красное Сормово» вышел первый выпущенный в СССР танк типа М («Русский Рено»).

1986 В Новороссийской бухте затонул пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов».

Нам пишут

С момента объявления о создании РГД на почтовый адрес Русского гражданского движения — russkoedvigenie@gmail.com приходит множество писем. Во многих из них не только добрые пожелания или полемические выступления, но и конкретные предложения, направленные на решение тех или иных общественных проблем. Предлагаем Вашему вниманию одно из таких писем, посвященное проблеме воспитания подрастающего поколения:

«Сейчас общество взбудоражено выходкой не слишком умных девиц в храме Христа Спасителя. И никто не задается вопросом, почему такое вообще стало возможным. А вопрос тут в том, что вообще им должно было помешать сделать то, что они сделали.

Откуда они должны знать, что это плохо? Как у них с чувством национальной идентичности?

Откуда современному русскому человеку, воспитанному на Диснеевских мультиках и Голливудских блокбастерах знать, что он русский и что это такое быть русским???? Попытки петь хором гимн в школе, как и прочие неуклюжие потуги на патриотическое воспитание ничего кроме недоумения не вызывают.

Национальная идентичность, национальные предпочтения, религиозные предпочтения поздно воспитывать в школе, они впитываются с молоком матери в более нежном возрасте. Но если у нашей матери вместо молока водка, а вместо сказок совместный просмотр Дома 2, если она в церкви не была никогда, и о русской истории имеет самое смутное представление. Браво, реформы Фурсенко!

Можно ли хоть что-то сделать в такой ситуации и спасти народ через обретение национального самосознания и традиции? Легко!

Слава богу, большинство детей в нашей стране ходят в детский сад, и он, в основном государственный, а это значит, от него можно потребовать выполнения некоторых образовательных стандартов и программ, внедряя патриотизм на глубинном, подсознательном уровне.

1. Видеоряд — картины русских художников в оформлении — Васильев, Васнецов, Нестеров, Врубель, Левитан.

2. Звуковой ряд — Фоновая музыка во время игр и тихого часа. Музыка великих русских, народные песни, духовная музыка, песни военных лет, лучшие песни советского периода.

3. Ритмика — хороводы, русские танцы.

4. Пение — русские народные песни, песни военных лет, советских композиторов 30-60х гг.

5. Поделки — раскрашивание матрешек, лепка дымковской игрушки.

6. Чтение русских народных сказок, прослушивание записей спектаклей, только российские мультфильмы.

7. Отмечание всех народных и церковных праздников.

Ребенок, вышедший из такого детского сада будут точно знать, что он русский, принадлежать к великой русской культуре и ему не придет в голову издеваться над церковью и верой предков.

Очень трудно в нашей стране говорить о русском вопросе, о патриотизме, но в результате мы уже потеряли несколько поколений молодежи, которые русскими себя не считают, и жить в России не собираются. И в этом наша главная проблема. Так вот и погибают нации и государства».

Е.К.

Русское Гражданское Движение просит вас о содействии.

В последнее время в России были созданы структуры, предназначенные для взаимодействия с гражданским обществом – общественные палаты федерального и регионального уровней, открытое правительство и т.д. Руководители этих структур заявляют, что готовы услышать предложения со стороны гражданского общества и донести до государственной власти.

Русское гражданское движение предлагает своим сторонникам сформулировать конкретные предложения по решению пяти наиболее актуальных проблем вашего города, вашего региона, России в целом. Мы донесем конкретные предложения до этих структур и заставим работать над решением реальных проблем страны и общества. Гражданское общество в России – это мы!

Ваши предложения присылайте на электронный адрес РГД russkoedvigenie@gmail.com с обязательным указанием населенного пункта и региона.

Русское гражданское движение сделает все, чтобы ваш голос был услышан.

С уважением,

Оргкомитет Русского Гражданского Движения.


[1] Школами грамоты в Российской империи называли начальные училища, основанные по инициативе и на средства частных лиц (помещиков, меценатов, богатых крестьян – были и такие). Вплоть до конца XIX века они не входили в систему государственного или земского образования, и де-юре не признавались государством. Они были узаконены в 1891 году циркуляром министра народного просвещения барона Александра Павловича Николаи (циркуляр 1881 года вступил в силу в 1891-м). Согласно этому документу, опека над школами грамоты поручалась Священному Синоду, что привело к их объединению с Церковно-приходскими школами.

 

Cкачать: Русский гражданин. Ежемесячный бюллетень Русского гражданского движения. №1 Август 2012

Новости. Русское гражданское движение 23 сентября 2012

Добавить комментарий

Цитата:

У всех кавказских войн немусульманские режиссеры.

Видеоархив

Конференция в Ялте 13-14 февраля 2020г.. Интервью с Наталией Нарочницкой

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Предупреждение! Для функционирования сайта необходимо обрабатывать Ваши персональные метаданные (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Если Вы не хотите, что бы мы их обрабатывали - покиньте сайт!