ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

НАРОЧНИЦКАЯ.РУ

Официальная страница политика и общественного деятеля

Наталии Алексеевны Нарочницкой

Наталия Нарочницкая участвовала в Комиссии, при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Русское гражданское движение

Наталия Алексеевна Нарочницкая – известный ученый, общественно-политический деятель, православный идеолог, доктор исторических наук

Европейский институт демократии и сотрудничества (Париж) возглавляет Наталия Алексеевна Нарочницкая

Фонд исторической перспективы (ФИП) был создан в 2004 году Наталией Алексеевной Нарочницкой и группой ее соратников.

Информационно-аналитический портал, посвященный деятельности российского ученого, общественного деятеля Наталии Алексеевны Нарочницкой

Памяти великого русского мыслителя. На кончину Игоря Ростиславовича Шафаревича. 

Эта кончина оставляет щемящее чувство тоски и боли, невосполнимой утраты, горечи, что мало учились у него, стыда, что не уделяли должного внимания этому великому человеку в последние годы его жизни…

И.Р. Шафаревич – это удивительное сочетание исполинского мышления, воли, смелости и честности суждений, но при этом редкой тишины и деликатности в общении. Это личность огромного масштаба. Его эрудиция, фантастическая начитанность в истории, проникновение в самую суть явлений общественной жизни и переплетения идей, соединенные с логическим мышлением гениального математика, явили нам мыслителя, способного не скользить по поверхности событий и фактов, а постигать их.

Наверное, всех, кого, как и меня, судьба одарила знакомством с этим великим человеком, который воспринимался именно как великий учитель и авторитет, поражала при первой встрече с ним его неожиданная поразительная скромность и деликатность. Это была даже какая-то не физическая, а духовная тишина – не нарочитая, а естественная, как будто для того, чтобы не испугать, а подбодрить тебя… и она так воздействовала! Это был подлинный интеллигент, который никогда не показал ни одному собеседнику собственного превосходства ни в знании, ни в эрудиции, ни в положении или воспитании… И это был тот тип интеллигента, что, по завету А.С. Пушкина, «Отчизне посвятил души прекрасные порывы»…

Какая же это была честь для меня! Как трепетала я от одной мысли, что увижу самого Шафаревича, что он счел достойным быть соратником с нами, со мной, которая даже ничем еще не заслужила его доверия… А он был так приветлив и скромен, так прост и деликатен! Он угадывал единомышленника, принимал его как равного, и одно это его отношение делало нас смелей!

Он принадлежал к тем мыслителям в области естественных наук, что поднялись на высший уровень познания. Математика, казалось бы, оперирует абстрактными величинами, но на высших уровнях мышления она неизбежно ставит уже вопросы философические, которые не обошли великие Декарт и Блез Паскаль, для которых не было противоречия между верой и наукой! Так было и с Шафаревичем – свободным от догм творческим умом, который распознал в своих и научных, и философских исканиях главную дилемму человеческого бытия – дилемму Вера и безверие…

Шафаревич в безбожном ХХ веке опроверг миф о несовместимости знания и веры, наоборот, показав, как истинное высокое знание опровергает малое частное знание, лишь тешущее гордыню. Шафаревич поднялся и увидел гармонию творения, она и его душа открыли ему Творца.

В оде «Бог» Г. Державин, как мы помним, писал:

…А я перед Тобой Ничто:

Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и Ты!

Ты есть! – Природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!..

Роль Шафаревича в становлении русского сознания и независимой русской мысли в советском идейном пространстве не просто огромна, а ключевая.

Он, именно он, не покинув Родину, продолжая жить и трудиться среди советских академиков и интеллектуалов, сеял вокруг себя мысль, утверждал свой взгляд на Россию, отделив, что было в его время особенно сложно, именно русскую тему и русскую судьбу от тех протестных явлений в сознании интеллигенции, что не сулили никакого будущего русскому народу…

Он смело и бескомпромиссно отделил русскую мысль и русскую судьбу от общего «диссидентства», которое сначала просто ситуационно объединило тех, кто возвышал свой голос против грехов советской системы. Он сразу распознал, что диссиденты щадили ортодоксальных большевиков и пламенных революционеров – истинных носителей марксизма, умалчивая об их открытом неприятии всего, что составляло русское национальное и православное начало, потому что это неприятие разделяли (вспомним главного героя романа «Дети Арбата»).

Со стороны Шафаревича требовался в те годы подвиг – открыто писать и говорить, что диссидентство, за исключением очень узкого круга, было пронизано такой же, если не большей ненавистью и презрением ко всему русскому и русской истории, какое было у их гонителей в ЦК КПСС, да и у пламенных большевиков, замышлявших революцию в швейцарских кафе. Шафаревич не побоялся бросить вызов не только идеологии ЦК, но и нигилизму тех, кто открылся во всей красе в 80–90-е годы.

Это в постперестроечную смуту, в новом ХХI веке всем стал очевиден удручающий дух «смердяковщины» («Я всю Россию ненавижу-с»), явленный старыми «заслуженными» и обласканными Западом диссидентами. Западническое, выросшее из первого большевизма диссидентство оказалось совершенно безблагодатным для восстановления России. Оно, увы, сыграло и играет на руку извечным противникам России…

Естественными были и его отход от «сахаровцев», и сближение по взглядам с А.И. Солженицыным.

Именно Шафаревич, подвергший себя поношению вчерашних попутчиков, сказал, почему диссиденты сахаровской школы всегда умалчивали о терроре ленинской гвардии, в начале 80-х годов еще не известном обществу, ибо пришлось бы реабилитировать объект их преступлений – «единую и неделимую» Россию. На фоне их явного пиетета по отношению к Ленину особая ненависть Запада и внутренних «советских западников» к Сталину объясняется ведь отнюдь не его вкладом в злодеяния.

Читать Полностью   |  Читать далее:   1 2 3 4 5

Мнение. Точка зрения. Новости 24 февраля 2017

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Цитата:

У всех кавказских войн немусульманские режиссеры.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100