ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

НАРОЧНИЦКАЯ.РУ

Официальная страница политика и общественного деятеля

Наталии Алексеевны Нарочницкой

Наталия Нарочницкая участвовала в Комиссии, при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Русское гражданское движение

Наталия Алексеевна Нарочницкая – известный ученый, общественно-политический деятель, православный идеолог, доктор исторических наук

Европейский институт демократии и сотрудничества (Париж) возглавляет Наталия Алексеевна Нарочницкая

Фонд исторической перспективы (ФИП) был создан в 2004 году Наталией Алексеевной Нарочницкой и группой ее соратников.

Информационно-аналитический портал, посвященный деятельности российского ученого, общественного деятеля Наталии Алексеевны Нарочницкой

Апология Петра (в защиту Синодального периода)

К сожалению, в силу некоторых историческихособенностей, о которых мы будем говорить ниже, испытала на себе удушающую силупапизма и Русская церковь. В какой-то момент, при царе Алексее Михайловиче,  вопросо конкуренции государственной и духовной властей встал настолько остро, чтопонадобились десятилетия соборных разбирательств, категоричные решения ижесткие действия царя, чтобы устранить опасность полной дезорганизации русскойгосударственности во имя торжества папистского начала. Но устранить – не значитполностью ее ликвидировать. Патриарх Никон пал, как политическая фигура, но егодело не пропало. И при Петре Великом вопросы, которые волновали его отца, вновьстали актуальными.

Чтобы понять причины, повлекшие упразднение патриаршестваПетром I, обстоятельства, способствующие этому судьбоносномурешению, а также результат его преобразований в части создания новой системыцерковно-государственного управления, мы предлагаем сделать небольшой экскурс внашу древнюю историю.

 

I. «Симфония властей», «Третий Рим» и русский Раскол

 

Приятно это осознавать или нет, но современный человекзачастую живет иллюзиями виртуального мира. Мира, созданного средствамимассовой информации, навязываемыми ему извне идеями, его собственнымипредубеждениями (как правило, основанными на незнании исторических фактов), и«общим мнением» относительно того или иного вопроса. В первую очередь в эти сетипопадают многовековые явления, требующие вдумчивого и объективного осмысления. Иименно их оценка, как правило, основывается на ригоричных, совершеннонетерпимых к другим мнениям позициях, выросших из той или иной идеологии. А,стало быть, уже субъективных по своей сути. В качестве хрестоматийногопримера можно смело назвать тему «Третьего Рима», отражающую русскоеправославно-вселенское историческое самосознание, в основе которого лежитубеждение в богоизбранности Русской земли[5].

Обращения в адрес «Святой Руси», как представляемомфеномене, не вполне тождественном со своим действительным образом, изобилуютмногими недостатками и главным из них – предвзятой односторонностью. Причем,как в сторону категоричного отрицания промыслительного значения России для мираи христианской цивилизации, так и в сторону ее восторженной идеализации. Посколькумнение лиц, скептически относящихся к доктрине «Третьего Рима», нам в данномслучае безынтересно, обратимся к «певцам Русской идеи». Благодаря ихстарательным усилиям, история допетровской Руси выглядит неким совершеннымобразчиком «симфонии властей», что на самом деле слабо коррелирует с фактами,если после изучения блистательных картин из жизни воцерковленной Руси мыперейдем к осмыслению наших недостатков.

Действительно, Православие вошло в душу русскогочеловека раз и навсегда. Религиягосподствовала в стране; Киевская, а затем Московская Русь без всяких сомненийявлялась теократическим государством. В русских городах строилисьбогатые церкви и монастыри, по улицам во множестве стояли часовни и иконы сзажженными свечами, перед которыми прохожие клали земные поклоны – все этобыло. Желание отдать жизнь за веру являлось доминирующим мотивом человеческойдеятельности в массе народа; Православие было всем для русскогочеловека. На Руси торжествовало христианское начало правообязанности (ане революционная идея борьбы за личные права), развивалось местное управление,действовали чрезвычайно эффективные Земские соборы и мудрая Боярская дума.Существовало разветвленное законодательство, Господь даровал Русской церквинемало мудрых кормчих, великих святителей и величайших подвижников веры — всеэто было.

Помогать Церкви считалось первой обязанностью властей.Уже князь Ярослав Мудрый (1016-1054) материально обеспечивал священствоиз государственной казны, законом обязав также выделять десятую часть всехгородских доходов на Церковь. Политическая власть заботилась о христианскомпросвещении и строительстве храмов, подавляла волнения язычников, даваласредства на содержание епископата, формировала церковный суд и активноучаствовала во внутрицерковной жизни.

Князья изменяли границы епархий, предопределялиназначение архиереев на кафедры и их перемещение, давали свое согласие наобретение святых мощей, обеспечивали исполнение решение церковного суда,взыскивали штрафы и отправляли в заточение еретиков. Еще в первой половине XIV века монахАкиндин горячо внушал святому благоверному Тверскому князю МихаилуЯрославовичу (память 5 декабря) идею царской ответственности в делах веры иЦеркви[6].А Московский князь Василий Темный (1425-1462) писал в Польшу: «Кто будетнам люб, тот и будет митрополитом всея Руси»[7].

В свою очередь епископат и монашествующие также активноучаствовали в политической жизни. Их приглашали на княжеские съезды, они частовыступали в роли послов и миротворцев, скрепляя своей подписью княжескиедоговорные грамоты. Важное участие духовенства наблюдается в организацииблаготворительной деятельности. Священноначалие строило множество больниц ибогаделен, выкупало пленных, хоронило умерших во время общественных бедствий иэпидемий, возводило мосты и укрепляло города каменными стенами; наконец,оказывало материальную помощь светской власти[8].

Читать Полностью   |  Читать далее:   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Мнение. Точка зрения 23 мая 2013

Добавить комментарий

Цитата:

У всех кавказских войн немусульманские режиссеры.

Видеоархив

Наталия Нарочницкая в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» от 27.01.2019

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Предупреждение! Для функционирования сайта необходимо обрабатывать Ваши персональные метаданные (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Если Вы не хотите, что бы мы их обрабатывали - покиньте сайт!