ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

НАРОЧНИЦКАЯ.РУ

Официальная страница политика и общественного деятеля

Наталии Алексеевны Нарочницкой

Наталия Нарочницкая участвовала в Комиссии, при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Русское гражданское движение

Наталия Алексеевна Нарочницкая – известный ученый, общественно-политический деятель, православный идеолог, доктор исторических наук

Европейский институт демократии и сотрудничества (Париж) возглавляет Наталия Алексеевна Нарочницкая

Фонд исторической перспективы (ФИП) был создан в 2004 году Наталией Алексеевной Нарочницкой и группой ее соратников.

Информационно-аналитический портал, посвященный деятельности российского ученого, общественного деятеля Наталии Алексеевны Нарочницкой

Часть II

Проблема коррупции и криминализации России становится темой общенациональной стратегии и политической дискуссии и нуждается во всестороннем анализе. Тем временем, обсуждение этого вопроса, как правило сводится к предложению более совершенных механизмов выявления незаконных операций, поискам карательных мер и к бесконечным реорганизациям соответствующих полицейских органов. Однако, их бессилие свидетельствует о более глубоких причинах столь масштабной болезни национального организма. Искать же их давно пора в области сознания, а это уже предмет социологии.

“Если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нем может поддерживать только полицейский”. — Однако, страшный логический итог нравственного падения наступает тогда, когда и сам полицейский оказывается прямым порождением общества, утратившего понятие греха и совести…

Проблема эта не только и не столько в несовершенстве государственной системы, в плохих законах и всесилии нечестных чиновников. Это не только и не столько болезненный и мучительный выход из хаоса и разрушения начала 90-х годов. На самом деле перед нами итог нравственного падения и духовного оскудения человека и общества в целом. А значит, перед обществом стоит задача духовного оздоровления нации, без которого у нее нет будущего ни в экономическом смысле, ни в смысле сохранения России и русских как явления мировой истории и культуры.

Десять постперестроечных лет продемонстрировали глубокое заблуждение как большевиков, так и постсоветских крайних либералов-западников, уповающих на всесилие идеальных общественных институтов и “правильных” экономических доктрин, на чудодейственную силу рыночных механизмов, которые, якобы, сами по себе стимулируют в каждом и в обществе в целом творческую энергию к созиданию. Она же, как мыслилось, в условиях долгожданной “libertй” и приведет к расцвету каждого и всех. Однако, свобода, лишенная этических рамок добра и зла, логично обернулась рабством плоти и гордыни, рабством самых низменных инстинктов. Она утрачивает творческий потенциал, о чем свидетельствует упадок не только экономики, но и культуры, которую рождают только великие табу и идеалы, а не “свобода” разума.

Голый рационализм не различает добро и зло, и, как пишет русский философ П.Астафьев, — “не идет дальше вопроса о целесообразных средствах”. Там, где нет ни веры, ни идеала, ни стремления к высшему смыслу бытия, определение цели принадлежит простой потребности, которая не ставит вопрос о нравственном содержании поступка. Этика целесообразности – единственная этика, которую рождает бездуховное, обезбоженное и неизбежно оскотинивающееся человеческое общежитие. В нем невозможно ожидать не только безусловной морали, в нем уже не может быть побудительного импульса к нравственному целеполаганию личной жизни и истории.

Подобные суждения высказывали крупнейшие русские умы, причем не из славянофилов, которых нынешние постсоветские западники именуют “ретроградами”, якобы, желавшими “затворить Россию в курной избе”. В середине XIX века признанный западник и один из крупнейших русских историков К.Д.Кавелин предупреждал об опасности, которую только сейчас начинает осознавать атеистическая экономическая мысль: “личная собственность становится началом гибели и разрушения, когда не будет умеряема другим организующим началом”.

В спорах реформаторов об экономике и социальных концепциях человек – это прикладной к ним элемент — некий “homo economicus”. Однако навыки для участия в той или иной сфере практической деятельности “экономический человек” может получить без особых сложностей. Неслучайно так многие бывшие советские граждане в одночасье стали успешными торговцами, дилерами, менеджерами и директорами банков. Но способность к нравственному саморегулированию своих поступков и целей можно обрести только через воспитание определенной системы ценностей, а не простым образованием. Основой же нравственности в любом обществе – католическом, протестантском, православном, мусульманском — всегда были религиозные каноны, задающие и для земной жизни нравственную раму, четкие представления о грехе и добродетели. И совсем актуальной для сегодняшнего печального итога десяти лет надежд и упований на рынок является суждение Н.Бердяева: “Нужно всегда помнить, что производительная инициатива принадлежит труду духовному, что ему принадлежит руководительство в хозяйственной жизни страны. Рушатся экономические основы духовно-культурной жизни в России, потому что разложились духовные основы экономической жизни, нравственная и религиозная дисциплина трудящейся личности”.

Суждение 1918 года весьма подходит к сегодняшней России, к ее криминализированной экономике на фоне постыдной для цивилизованной страны ХХI века средневековой нищеты огромного числа граждан. Эта нищета являет себя на фоне не меньшей вакханалии культа “удачливого и богатого” — идеала, абсолютно чуждого православной культуре, русской культуре вообще и русской культуре хозяйствования, в частности. Такой образ на деле не соответствует и протестантской культуре, которую социолог Макс Вебер в своем хрестоматийном труде определил прародительницей “духа капитализма”. Отрицание гедонизма – то есть отношения к жизни как источнику наслаждений, честный и даже аскетический труд и бережливость, “религиозно-мессианское освящение методически рационализированного осуществления своего призвания” на Земле, — вот что, по Веберу, выработало этику мотиваций к труду и богатству англосаксонских пуритан, переселившихся в Америку.

При современных способах манипуляции общественным сознанием через электронные СМИ огромную разрушительную роль играют создаваемые совершенно ложные стереотипы успешного человека, который не имеет скрупул и не отягощен сомнениями нравствнного порядка. Такой тип, на самом деле отсутствует на Западе

Читать Полностью   |  Читать далее:   1 2 3 4 5

В архиве 9 апреля 2004

Добавить комментарий

Цитата:

У всех кавказских войн немусульманские режиссеры.

Видеоархив

Наталия Нарочницкая в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» от 01.11.18

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Предупреждение! Для функционирования сайта необходимо обрабатывать Ваши персональные метаданные (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Если Вы не хотите, что бы мы их обрабатывали - покиньте сайт!