Часть 1. Права человека в "нравственно неопределенные времена"
Наталия Нарочницкая,
Президент Фонда исторической перспективы, Председатель Комиссии Государственной Думы по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод, контроля за их обеспечением в иностранных государствах
Доклад Фонда исторической перспективы (Часть 1).
Права человека в «нравственно неопределенные времена»Обеспечение прав человека и основных свобод стало одной из основных целей современного государства и вошло в список первостепенных международных обязательств, которые открывают путь нациям к полноценному международному общению. Важность этой проблематики для современного общества велика, поэтому она неизбежно является предметом спекуляций, недобросовестного использования и политического давления. На информационном поле с помощью политических технологий создаются стереотипы и предубеждения в отношении одних государств и формируются чуть ли не непогрешимые образы других стран, выступающих все более самонадеянно в роли менторов. Права человека, демократия и права национальнальных меньшинств стали инструментами расчленения неугодных государств, не подчиняющихся глобальному управлению, поводами для применения силы против суверенных государств, запрещенного Уставом ООН.
Некоторые крупные международные организации (Совет Европы) ставят во главу угла своей деятельности не только мониторинг соблюдения прав человека, но и универсализацию собственного толкования многих прав и свобод, интерпретация которых отличается в цивилизациях, выстроенных на различных религиозно-философских основах. Сотни известных и безвестных, но амбициозных правозащитных организаций производят бесчисленные доклады о правах человека в разных странах, проявляя тенденциозность и политические пристрастия. Возможность для дискриминационного использования проблематики прав человека достаточно широка из-за отсутствия, вопреки распространенному мнению, целостного универсально признанного свода критериев по всем аспектам понятия прав человека и основных свобод.
Можно только приветствовать более активную и инициативную роль Организации Объединенных Наций — единственной универсальной организации в этой области, где накопилось много непониманий, претензий, искажений и двойных стандартов.
15 марта 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла революцию 60/251 о создании Совета по правам человека (СПЧ). Этот документ, хотя и далек от совершенства, является продуктом сложного компромисса, необходимого для качественного улучшения работы ООН в сфере прав человека, для освобождения этого направления международного сотрудничества от двойных стандартов, избирательности и политизации, от попыток расширения мандата для обсуждения конфликтов между государствами, которые отличали в последние годы работу предшествующей ему Комиссии по правам человека.
Реорганизация этой сферы деятельности ООН и Совет, который провел 18-22 июня в Женеве первую сессию (сегмент высокого уровня), призваны осуществить выработку подлинного международного режима защиты прав человека. Практически все члены Совета устами глав государств, министров иностранных дел и послов настаивали на неделимости всех категорий и поколений прав человека — гражданских, социально-экономических и гуманитарных, и невозможности навязывания односторонних и необоснованных критериев, рожденных опытом и уровнем одной цивилизации всему миру.
Международный подход с обоснованными и недискриминационными критериями, учитывающими особенности разных цивилизаций, разницу социокультурного контекста и экономических условий должен придти на смену одностороннему менторству и двойным стандартам. Особенностью нового Совета по сравнению с Комиссией стало демократическое избрание членов из состава ГА, принятие в качестве условия членства готовность стать объектом всеобъемлющего обзора выполнения своих обязательств в области прав человека.
Напомним, что именно в Уставе ООН впервые получила воплощение сама идея об общепризнанных международных стандартах в отношениях не только между государствами, но и между людьми внутри государств, признание и соблюдение которых становилось условием и вошло в основополагающие принципы международного права. Но Устав ООН увязывает провозглашение и соблюдение прав человека с такими основными принципами международного права как невмешательство во внутренние дела государств и признание их суверенного равенства. Устав ООН дает согласованный перечень основных прав человека, не давая им содержательного толкования. Очевидно, что это неслучайно, ибо толкование содержания прав слишком зависит от ценностных критериев различных цивилизаций.
В новом Совете ООН по правам человека учтены различные подходы к интерпретации прав человека, а также несравнимые социально-экономические условия их реализации в различных уголках многообразного мира, что проявилось и в создании региональных групп — западноевропейских и североамериканских, восточноевропейских, куда вошла и Россия, латиноамериканских, азиатских и африканских государств.
Примечательно, что США без энтузиазма отнеслись к преобразованию правозащитного механизма ООН и не выставили свою кандидатуру для избрания членом Совета, став наблюдателем. Есть немало оснований полагать, что США не уверены в том, что Совет, в котором пропорционально представлены регионы мира, можно будет легко контролировать и навязывать свои подходы
В архиве 27 июля 2006
Похожие статьи:
- Часть I
- ТЕРРОРИЗМ КАК НЕИЗБЕЖНАЯ ЧЕРТА ГЛОБАЛИЗАЦИИ
- Россия в новых геополитических реальностях
- Американские «аналитические институты» глаза уши и совесть америки
- К СВОБОДНОМУ ОБЩЕСТВУ СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ
- "Отыщем ли в себе отвагу?"
Интервью Н. А. Нарочницкой корреспонденту "Красной Звезды" - Апология Петра (в защиту Синодального периода)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.