Россия в новых геополитических реальностях
Плодотворный анализ геополитического, международно-правового и идеологического аспектов наступившего политического века возможен лишь вне формул, давно программируемых политико-семантическими технологиями глобального управления. Но тот, кто дерзнет посягнуть на клише, ставшие священными коровами либерала fin de sciecle, рискует нарушить политкорректность. Однако, демагогические толкования итога соперничества «тоталитаризма и демократии» и проповеди о глобализации слишком напоминают тезис марксистского обществоведения о «главном содержании эпохи – переходе от капитализма к коммунизму». Очередной передел мира меньше всего отражает борьбу идеологий двадцатого века, которая на самом деле не определяла международные отношения даже в период «холодной войны».
Сегодняшние явления подтверждают, что противоборство коммунистического и либерального проектов мировой истории вобрало в себя стереотипы, рожденные предыдущим спором внутри христианской цивилизации. «Мировой восточный вопрос» в метафорической интерпретации Н.Данилевского и дилемма «Россия и Европа» органично вошли в новую «великую схизму» эпохи постмодерна, в которой соперничали опять идеи, вышедшие из одного родового гнезда – на сей раз из Просвещения. Коммунизму и либерализму – двум кузенам философии прогресса — в равной степени свойственны универсализм, отождествление своих целей с вселенскими идеалами, да и общность цели при разнице средств налицо: построение единого униформного глобального сверхобщества, приведение мира к единому безрелигиозному безнациональному стандарту. Это и превратило «идеологическую борьбу» в самостоятельный феномен международных отношений, который во второй половине ХХ века заслонял сугубо преемственные устремления.
Они не замедлили обнажиться, как только Россия на время утратила свое великодержавие и роль равновеликого совокупному Западу геополитического и духовного противовеса – хранителя многообразия мира. Патриарх англосаксонской исторической мысли А.Тойнби оставил прозорливые заметки об универсалистских амбициях западной цивилизации, которая «имеет своей целью не больше и не меньше, как включение всего человечества в единое общество и контроль над всем, что есть на земле, в воздухе и на воде, и к чему можно приложить для пользы дела современную западную технологию. То, что Запад совершает сейчас с исламом, он одновременно делает и со всеми существующими ныне цивилизациями – Православно-христианским миром, Индуистским и Дальневосточным». [1]
Начавшаяся реструктуризация Евразии проявляют знакомые геополитические и духовные устремления имперского прошлого Старого света. Венгрия и Чехия, становясь членами НАТО, бегут не от коммунизма, а от чуждой России и возвращаются в «пост-габсбургский» ареал. Не стоит удивляться и католической Польше, сочувствующей чеченским бандитам, если вспомнить, что кумир польского сознания Адам Мицкевич, по выражению А.Герцена, «угас» где-то в Константинополе, куда он отправился «устраивать польский казацкий легион», чтобы в Крымской войне воевать на стороне «цивилизованной» Оттоманской Турции против «варварской» России.
Балто-Черноморская дуга с пока еще недостающим элементом – Белоруссией – это старый проект XVI века, отрезающий Россию от выходов к морю, а Косово поле – единственный сухопутный военный маршрут до Салоник соединяет, как и сто лет назад, Западную Европу с регионом проливов. Папа Иоанн Павел VI, назвавший только украинцев наследниками святого Владимира и последовательно создающий католические епархии на территории России, продолжил дело Папы Урбана VIII, взывавшего через несколько лет после Брестской Унии (1596): «О мои русины! Через вас-то я надеюсь достигнуть Востока». Наконец, торжествующие англосаксы вступают «миротворцами» в Кабул и Месопотамию, осуществляя дерзкие мечты Дизраэли и Пальмерстона, на которого равняется его комический эпигон — лорд Джадд, создающий «чеченские комитеты» при Совете Европы, также как лорд Пальмерстон создавал «черкесские комитеты» на Парижском конгрессе 1856 года.
Одна из главных целей сегодняшнего передела мира — контроль над природными ресурсами и геостратегическими и военно-морскими путями к ним – за это ведутся войны современности. В этом процессе важнейшую роль играет оттеснение России на Северо-восток Евразии от одного из главных коммуникационных подступов к центру мировых ресурсов — Средиземноморско-Черноморского — Каспийского региона. Он составляет северную границу Мирового энергетического или углеводородного эллипса, обнимающего Аравийский полуостров, Ирак и Иран, Персидский залив, Северный Иран, российское Предкавказье, замыкаясь в Афганистане. Конечная цель сегодняшнего передела мира — оттеснение России от одного из главных коммуникационных центров сегодняшнего мира, мира где главное – ресурсы.
Южная кривая, начинаясь от того же Средиземного моря и Проливов призвана соединить англосаксонские позиции в Турции через Персидский залив с Пакистаном и замыкается опять в Афганистане. Афганистан вышел из под контроля, Ирак был препятствием, и их уничтожили. Скоро наступит черед Ирана.
Заметим, что северная граница этого эллиптического региона примыкает к Украине, Молдове, Кавказу и Закавказью. Это объясняет стратегию втягивания в атлантическую орбиту территорий от Балтики до Черного моря, истерическую травлю Белоруссии — недостающей части выкладываемой мозаики, борьбу за окончательное вытеснение России из Крыма, придание чеченскому уголовному мятежу ореола национально-освободительного движения и, наконец, вовлечение Грузии в американскую орбиту.
Задача масштабнейшей евразийской стратегии Вашингтона — обеспечить себе решающий контроль над мировым углеводородным эллипсом и необратимо отстранить от участия в регулировании пользования этими ресурсами все потенциальные и существующие центры силы, которые находятся в более выгодном географическом положении по отношению к этому региону
В архиве 18 февраля 2004
Похожие статьи:
- Глава XIII. "Священная атлантическая империя" на пороге Третьего Тысячелетия: новый «передел» мира.
- Демократия, либерализм и права человека
- Новая книга Джона Локленда "Пародия на правосудие. Гаагский трибунал против Слободана Милошевича"
- Международная конференция «Ялта 1945: прошлое, настоящее, будущее»
- Эволюция режима Путина. Внутренний круг и внешние преграды.
- Часть I
- Истоки поведения России
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.