ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

НАРОЧНИЦКАЯ.РУ

Официальная страница политика и общественного деятеля

Наталии Алексеевны Нарочницкой

Наталия Нарочницкая участвовала в Комиссии, при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Русское гражданское движение

Наталия Алексеевна Нарочницкая – известный ученый, общественно-политический деятель, православный идеолог, доктор исторических наук

Европейский институт демократии и сотрудничества (Париж) возглавляет Наталия Алексеевна Нарочницкая

Фонд исторической перспективы (ФИП) был создан в 2004 году Наталией Алексеевной Нарочницкой и группой ее соратников.

Информационно-аналитический портал, посвященный деятельности российского ученого, общественного деятеля Наталии Алексеевны Нарочницкой

Мрачные времена для открытого общества
("Deutschlandfunk", Германия)


Иными словами, все, как прежде? Получается, что Россия возвращается к каменному веку времен Советского Союза? Призвал ли кто-то представителей искусства, интеллигенции на Западе и на Востоке к тому, чтобы в полный голос заявить свой ’протест’? Кругом царит покой. Путин, хамелеон, новый тип холодного прагматичного политика, уже давно держит в своих руках и западную политическую сцену. Его программа наведения порядка во вновь набирающем силу государстве предусматривает только благосостояние для всех и относительно мирную жизнь.

Путин — именно тот тип правителя, которого в данный момент хочет и заслуживает иметь Россия: главное, что растет экономика, главное, что в стране царит спокойствие. За это среднестатистический гражданин в России, как и на Западе, охотно идет на некоторое ограничение гражданских прав и свободы прессы. То есть, парадокс, который отлично проецируется в путинский вакуум надежд, мечтаний, иллюзий, но вряд ли отвечает его реальной политике, в том числе, и что касается саднящей чеченской раны, то есть, его невозможно объяснить одной лишь загадочностью русской души.

Путин — гарант стабильности для обывателя, он обещает ему в целом спокойную жизнь по ту сторону больших политических коллизий. То, что его политика, направленная до сих пор всего лишь на реализацию само собой разумеющихся вещей: в частности, на своевременную выплату пенсий и заработной платы, микшируется, как и заставляет себя ждать радикальное реформирование общества. В последнее время приходится иметь дело и с чеченским террором, который постоянно подрывает основы желанного покоя.

В путинской стране, которой управляют сотрудники спецслужб, больше не существует серьезной оппозиции. Под контролем находятся средства массовой информации, представителям искусства заткнули рты, немногие, такие, как писатель Эдуард Лимонов, призывавшие к восстанию, лишены возможности своего влияния. Радикальные манеры, новая открытость, которыми российские представители искусства и интеллигенции поражали в эйфории перестройки западный мир, оказались пустышкой, псевдорадикальным проявлением духа, господствовавшего в то время.

И для Запада Путин, ’немец в Кремле’, является гарантом стабильности. Мы восторгаемся по поводу инициированных лично Шредером (Schroeder) и Путиным помпезных германо-российских встреч деятелей культуры и аплодируем по поводу ввоза санкционированных государством произведений искусства.

Россия — зеркало, в которым мы уже давно наблюдаем свою собственную отвратительную физиономию, поскольку требования большей демократии, плюрализма и открытости для критики давно превратились в пустые заявления и у нас в стране? И мы тоже уже давно превратились в граждан-приспособленцев, как в постидеологическом путинлэнде. В нашей культуре, которая живет за счет государственных субвенций, тоже уже давно идет речь о выживании искусства, и как российские интеллигенты собираются в Кремле, наши дамы и господа от культуры тоже охотно приходят поболтать в ведомство федерального канцлера.

Ясные и понятные слова о подавлении прессы и оппозиции в России имеют большое значение. Но способны ли мы еще обращать их в свой адрес, ведь и у нас становится все меньше критики. Но в России так называемая ’критика’ с Запада еще никому не докучала и без того. Россия, большой медведь, всегда была самодостаточна: это, кстати, демонстрирует российское искусство, оно, сфокусированное на национальных проблемах, с трудом находит внимание за рубежом.

На смену эйфории, с помощью которой в начале 90-х годов предполагалось приживить России западную демократическую модель как разновидность поздней утопии, пришло отрезвление. С обеих сторон: маловероятно, чтобы Россия довольствовалась западными стандартами, ставшими и для самого Запада спорными в связи с исламским террором, новыми американскими войнами и набирающими силу тенденциями глобализации. Искусство на Западе и на Востоке будет пока заниматься лишь изучением противоречий и парадоксов. Как бастион критики, как проповедник якобы лучшего мира оно свое пока отработало.

 
 

 
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 17 марта 2004, 14:08
Оригинал публикации:
Finstere Zeiten fuer eine offene Gesellschaft

В архиве 19 марта 2004

Добавить комментарий

Цитата:

У всех кавказских войн немусульманские режиссеры.

Видеоархив

Наталия Нарочницкая в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» от 01.11.18

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Предупреждение! Для функционирования сайта необходимо обрабатывать Ваши персональные метаданные (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Если Вы не хотите, что бы мы их обрабатывали - покиньте сайт!