ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАТИКАНА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Вопрос о католическом прозелитизме на канонической территории Русской Православной Церкви является одним из серьезных препятствий к установлению нормальных отношений между двумя Церквами. Католическая сторона сегодня полностью отрицает само понятие прозелитизма, сводя его лишь к переманиванию из одной христианской общины в другую подкупом и бесчестными методами. Ватикан заявляет постоянно о своем праве проповедовать Евангелие среди неверующих, некрещеных людей, ссылаясь на саму «миссионерскую природу Церкви», которая должна «проповедовать там, где это только возможно», как заявил о. Бернардо Антонини в газете российских католиков «Свет Евангелия». Однако католики приезжают с проповедью не в Индию, не в Китай или Японию, а именно в Россию — в страну с тысячелетней православной культурой, где Евангелие давно проповедано и проповедуется сегодня Православной Церковью.
Глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич в интервью итальянской газете «Аввенире» 18 марта 2002 года счел причиной беспокойства Русской Церкви опасения, что пастырская деятельность римо-католиков «может опустошить православные церкви». А кардинал Вальтер Каспер, глава Папского совета по содействию христианскому единству (!) и вовсе не постеснялся: «Русская Православная Церковь чувствует собственную пастырскую и евангельскую слабость и таким образом боится католического присутствия, которое в основном более эффективно на пастырском уровне, хотя оно меньше в численном отношении» (»Чивильта каттолика», 16 марта 2001г.).
В чем же выражается большая эффективность пастырства католиков? В скандалах, поразивших католическую иерархию в США? В более возвышенной христианской жизни их паствы в России или в западных странах, где храмы пусты, а содомия и порнография победно шествуют по улицам как торжество демократии и свободы личности, а христианские критерии категорически вытеснены из всех либеральных клише общественного развития? На самом Западе одинокие голоса (германский философ Гюнтер Рормозер) прямо взывают о гибели христианской культуры и дехристианизации Запада как о главной причине моральной и политической деградации Европы как субъекта мировой истории. Отчего же эта пастырская деятельность не имеет никакого успеха на канонической территории самой католической церкви — на Западе? Все признают, что Запад становится все более секулярным и атеистическим.
Еще патриарх англосаксонской исторической мысли А. Тойнби признал, что Россия чужда Западу не из-за ее мнимого экспансионизма или, как не устает повторять даже сегодня З.Бжезинский, «неистребимых внешнеполитических амбиций», а из-за «своей упрямой приверженности чуждой цивилизации, и вплоть до самой большевистской революции 1917 года этой русской «варварской отметиной» была Византийская цивилизация восточно-православного христианства».[1]
Как видно, ничего не изменилось и в век «общечеловеческих ценностей». Иван Ильин прав: никакое служение общеевропейскому делу не меняет этого отношения — ни освобождение Европы от Наполеона, ни спасение Австрии в 1849 или Франции в 1875 году. Добавим, ни освобождение Европы от Гитлера, ни, наконец, даже самоустранение России как великой державы, совершенное влюбленными в Запад российскими либералами, чтобы бедняжечка-Европа не опасалась. Россия и славянство, как писал с горечьюю И.Ильин, все та же «полуварварская «пустота», которую надо евангелизировать или обратить в католичество, «колонизовать» (буквально) и цивилизовать; в случае нужды ее можно и должно использовать… для своих… целей и интриг; а, впрочем, — ее необходимо всячески ослаблять».
Как? На поприще политики советы дает неутомимый З.Бжезинский, называющий в книге «Великая шахматная доска» Россию «черной дырой», и на каждой странице намекающий на культурную неполноценность русских и православных славян перед западными народами. Здесь просматривается и гегелевская теория исторических и неисторических народов и нетерпение Ф.Энгельса, предвкушавшего исчезновение антиисторичных славян и имманентно реакционного русского народа. Однако эта преемственность имеет не полуторавековую, а тысячелетнюю историю, в которой немало потрудилась именно католическая Церковь со своей «миссией».
Мотив антихристианства и варварства православных славян звучал еще в письме Бернарду Клервосскому, вдохновителю первого крестового похода, от епископа Краковского Матфея, который в 1146-1148гг. побуждал к крестовому походу против «русских варваров». Русь в послании предстает огромной еретической стихией, «подобной звездам», где «господствует иной обряд евхаристии, дозволяются разводы и повторное крещение взрослых». «Ruthenia quai quasi est alter orbis» — «Русь как бы иной мир» чем Латинская и Греческая Церковь. Сегодня Запад расширяет свое влияние на многовековые территории исторического государства российского, а любое противодействие этому «цивилизующему» (»миссия Латинской Церкви») крестовому походу, подкрепленному политическими устремлениями (НАТО), вызывает упреки
В архиве 22 декабря 2003
Похожие статьи:
- Россия и русские в мировой истории. Раздел II. Стереотипы русской истории
- Глава III продолжение 3
- Апология Петра (в защиту Синодального периода)
- Часть 1
- РОССИЯ И ЗАПАД В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛЬНОСТЯХ
- МОСКВА-КИЕВ. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
- РОССИЯ И МИРОВОЙ ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.